ЭКСПЕРИМЕНТ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ…

                                              Больше всего на свете человека страшит встреча с самим собой, но не с тем, каким он являет себя миру (он знает, что это маска, но не осознает ее), а с тем, какой он есть на самом деле…

                               Встреча с самим собой столь же пугающа, как встреча с неизвестностью, даже если там и  хорошо. Ибо, как ни странно, но себя самого таковым, каков он есть и что он из себя представляет, человек не знает. И вместо того чтобы заняться глубоким изучением себя, он пускается в пожизненное странствие от самого себя, как бы в «путь к себе»…

Как-то бороздя просторы интернета, не помню, с какой целью, я наткнулась на статью, которая меня заинтересовала. Данная статья напомнила мне недавний рассказ моей подруги.

Краткая предыстория.  Когда мне доводится ехать с ней в ее машине, я замечаю, как во время наших разговоров на любые темы она непроизвольно вертит регулятор громкости у магнитофона, в основном слегка прибавляя звук.  Я практически не помню, чтобы она слушала радио. Обычно это музыкальные записи, причем прошлых лет: в большей степени тех лет, когда она еще была юной девой и впереди была вся жизнь. Сейчас ей чуть больше за тридцать. Неосознаваемо, с помощью этой музыки она словно погружается в прошлое, будто там ища что-то давно забытое… Управлению автомобилем, к слову, это не мешает.

Моей подруге по работе иногда приходится выезжать на машине в соседние близлежащие города. Обычно время в дороге занимает в среднем час или два. Однажды в одной из таких поездок приключилась следующая ситуация: она не успела дома зарядить телефон, и в дороге он полностью разрядился и отключился. Все бы и ничего, да вот только и с электрикой автомобиля тоже что-то было не так: она почему-то отключилась.  Машина продолжала ехать, но подруга неожиданно для себя оказалась в полной тишине. В некотором смысле наступила блокада внешнего шума — всего того, что занимает наш ум, слух, забирая на себя  все наше внимание. Проехав какое-то время в этой самой тишине, моя подруга  почувствовала возникающий внутренний дискомфорт, который продолжал нарастать. Появилось некое чувство тревожности и беспокойства, которое было вызвано этой полной тишиной в автомобиле. Вспомнив об одном из наших разговоров, моя подруга решила последовать моему совету. Направив часть своего внимания внутрь себя на эти дискомфортные ощущения и концентрируясь на них, она задала себе вопрос: а чем же вызваны эти ее состояния или ощущения, что является их причиной?  Проехав еще какое-то время в этой тишине и с этим вопросом к себе самой, к нейвдруг пришел ответ, который ее сильно удивил! Это было весьма неожиданно, но она поняла – она боится остаться наедине с собой и с тем, что внутри нее: с неким ощущением пустоты где-то далеко в глубине ее существа, со своими мыслями, но не с теми, что вызваны повседневными вопросами существования, а именно: работы, семьи, а с теми, что о себе самой, к которым обычно человек боится прикоснуться. И что и музыка, и телефон «помогают» ей как бы заслониться от самой себя, от всего того, что не лежит на поверхности и не является частью повседневности, от себя той, какая она где-то там глубоко, глубоко внутри… От себя давно забытой… О том, что же это такое, от чего в себе мы бежим, идет речь в моей статье «Как все начинается», где наглядно показаны и причины и механизм действия причин. Когда пришло понимание причин и чувства тревожности, и дискомфорта, подруге стало значительно легче. Разрешив себе погрузиться в размышления о себе самой, она продолжила свой путь…

Далее собственно сама статья:

«Актуальный эксперимент от семейного психолога»

Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

—одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие » мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…. А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился….

Выражаю мое глубокое уважение автору эксперимента  за саму идею оного. Хорошо понимаю и уважаю ее чувства, вызванные полученными результатами, и полностью согласна с ней в том, что давно пора задуматься о том, как мы вообще живем.    И в свете, как собственно данного эксперимента, так и его результатов,  хочу предложить свое видение сложившейся ситуации и сказать, что меня нисколько не удивляют поведение и состояния детей в эксперименте вообще.

Если мы позволим себе взглянуть на жизнь через концепцию зеркальности, в которой сказано: «Действительность всегда отражает саму себя»,  тогда что или кого мы сможем увидеть в детях? Лишь отражение нас взрослых:  и нас тех истинных, какие мы есть, и нас тех, какими себя миру являем, ибо любая ситуация и любое отражение никогда не несут в себе только одного смысла! Они всегда многослойны.

Если предложить родителям тех детей, что приняли участие в эксперименте, сделать то же самое — пройти через такой же эксперимент, но при этом еще и исключить из разрешенных занятий выполнение обычной домашней работы для женщин, то полагаю, вряд ли родители вели бы себя иначе, чем их дети в эксперименте. Я понимаю, что автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. Но, как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень!». Возможно, гипотезу изначально надо было другую ставить, но эта хороша тем, что обращает на себя внимание: в этом виде и полученными, как следствие, результатами…

Вопрос то на самом деле не в детях и не в том, «что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром».  Еще раз акцентирую внимание читателя: дети являются отражением своих родителей! Как раз дети оттого и развлекаются много потому, что они нашли чем себя занять, в то время когда родителям не до них… И именно родители являются базовой программой в жизни ребенка. Предлагаю вдуматься и в то, что родители являются программой,  как и в то, что действительность всегда отражает саму себя… Не правда ли об одном и том же, но с разных сторон?! Внимание  автора эксперимента было направлено на детей, и она испугалась! Опять же — все не то, чем кажется! Я, конечно же, прекрасно понимаю чувства семейного психолога, но что если, сместить акцент внимания с детей на родителей.  Какие чувства в этом случае могут нами овладеть?!

Предлагаю вспомнить о детерминации. Сразу же приведу значение термина, думаю, пары определений для читателя, не знакомого с терминологией, будет достаточно для понимания того, что это.

Деятельность психическая, детерминация согласно З.Фрейду: «Все проявления психической деятельности не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины — физиологические или психические…». Это термин по «дедушке»…

Еще один: детерминация психики – это факторы или условия, влияющие на развитие психики.

И если уж совсем попросту —  это закон причины и следствия.

Поведение детей в эксперименте — закономерное следствие, причина в родителях. Но что еще более важно, поведение и состояния родителей — это тоже следствие, причина которого — в родителях родителей, ну и так далее. Это просто: смотрим назад, словно прокручивая жизнь как кинопленку в обратном порядке. Луиза Хей обозначила это явление следующим выражением: «Все мы жертвы жертв». Это справедливое выражение в том смысле, что оно истинно обозначает то, что мы имеем в нашей жизни на самом деле.

Когда ко мне обращаются с вопросами о детях, рассказывают о проблемах детей и просят поработать с ребенком, то я чаще всего отказываюсь работать непосредственно с ребенком. Я предлагаю поработать с одним из родителей, а именно с тем, кто говорит со мной о проблемах ребенка. Для меня совершенно очевидно, что проблемы ребенка, о которых говорит родитель, являются проблемами самого родителя, которые отражает его ребенок. И когда я работаю с реакцией родителя на проблему ребенка, убирая причину в родителе, то уходит следствие, проявленное в ребенке. Обычно изменения происходят практически сразу. Я научилась смотреть в зеркало. О чем идет речь более наглядно будет рассказано в отдельной статье.

Причины кроются в нашем подсознании и в заблокированной энергии события в теле человека. Что еще могу сказать по данному поводу? Если посмотреть, оглянувшись назад и взглянув вперед, мы можем увидеть, что впереди ждет то же самое. Повторения всего того, что описано выше, только уже у наших детей. В принципе ничего не меняется, меняется лишь внешнее пространство, так или иначе стремящееся достучаться до нас. Но глубинная суть всегда остается прежней.  Все происходящее и описанное как в эксперименте, так и в том, что я рассказала, сильно напоминает замкнутый круг! «Но что же делать?  Есть ли выход из сложившейся ситуации?» — справедливо спросит читатель. Выход есть! В первую очередь замедлиться и повернуться к себе: к знакомству с собой, к познанию себя истинного и всего того, что внутри себя есть. Подчеркиваю: всего, что в себе есть, чем бы это ни было, чем бы это ни показалось —  как  прекрасным, так и ужасным! А именно к  осознанию себя и своего взаимодействия с людьми и окружающим миром! Только так, другого пути я пока не увидела. Хотя в поисках уже пятнадцать лет….

Продолжение следует, о родителях…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

  Комментариев: 3 на “ЭКСПЕРИМЕНТ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ…

  1. Анастасия
    02.07.2014 в 06:49

    Леночка, огромное спасибо! Статья заставила меня задуматься , и я прослезилась. Меня переполняет благодарность к тебе.

  2. Светлана SV
    06.07.2014 в 16:22

    Лен, я хочу поздравить скорее себя, чем тебя… уж прости, как есть))) Поздравить с тем, что у меня появилась возможность прорабатывать в самостоятельном режиме, БЛАГОДАРЯ твоему блогу, с твоими статьями и работой, с твоими разъяснениями и пояснениями, с историями основанными на реальных событиях, с выводами и заданиями, и наконец с твоими рекомендациями — свои вопросы. Потом хочу поздравить всех тех, кто будет не просто читать и восхищаться содержимым блога, или его запуском/наличием, но и пытаться что-то осознать, понять, потом возможно кого-то простить, хотя бы по паре пунктов с возрастом в жизнь… вернуть один «пазл» себя из прошлого и наконец обрести покой в своей душе… я наверное пишу сложно и не понятно, но что идет с души… и вот на третьем пункте, позволь поздравить тебя – Елена Снопова, с ЩЕДРОСТЬЮ, Мудростью, Терпением по отношению к нам – «твоим»… твоя Мудрость в том, что ты понимаешь что тебя уже не хватает по времени на всех… твое Терпение в том, что ты усердно нас учишь одному и тому же, как маленьких деток или ленивых двоечников, или взрослых «баранов», каждому своё… повторяя раз за разом, КАК и ЧТО именно ДЕЛАТЬ в состояниях стресса, боли, болезни – в общем с негативными состояниями… твоя Щедрость в том, что ты снова и снова затрачиваешь часть своей жизни, дней, часов, минут – на то, что когда ты занята работой, мы может обращаться к твоему блогу, вынужденно для нас и НАКОНЕЦ-ТО для тебя, учиться самим приводить свою душу в порядок… Конечно, ты могла бы в это время ходить в кино, гулять по паркам и просто проводить время с дорогими тебе людьми, семьей… но ты усердно создаешь очередную ВОЗМОЖНОСТЬ для нас… Прочла статью «Эксперимент». Рыдала от страха что время упущено. Потом рыдала от жалости к себе, что хотела сделать хорошо — а получилось как всегда… После развода ушла в работу, будто ради ребенка, а на само то деле убегала от себя… рыдала от того, что через 4 года после развода, я все же себя догнала )))) где и накрыло медным тазом..))) потом ржала, что я красотка т.к. все же догнала себя и накрыла таки)))… понимая уже это, сделала вывод, что лучше не откладывать вообще решение таких вопросов, да и вообще не откладывать решение и разрешение любых вопросов, что касается плохого душевного самочувствия… т.к. догонять я себя умею)))… потом появился вопрос что же делать то теперь? Лена, я прочла всего одну статью, точнее я ее распечатала и подчеркивала важную для меня инфу, и всю неделю по каждому подчеркиванию погружалась в вспоминания, звонила маме, интересовалась у неё про прошлое, говорила с сыном… я проделала вроде бы не большую работу, НО результат ее… у меня ощущение, что я вернула несколько детских маленьких частичек себя… Представляешь, будто у меня была ранка много лет, которая то гноилась, то кровоточила, то просто воспаленной была… но точно не заживающей никогда. А теперь она затянулась! Зажила! И ничегошеньки не болит! Но что удивительно, я теперь так сильно люблю это место, где раньше была ранка! У меня с мамой такого разговора о моем детстве никогда не было, понимаешь! И как удивительно круто, было слышать нежный рассказ о себе от мамы… Мы смеялись, когда она рассказывала ЧТО я творила ребенком… мы смеялись, как я жаловалась на обидчиков… Лена, это был первый такой разговор с мамой за 19 лет! Есть много всего хорошего, что ещё произошло! Но, Лена, я хочу сказать тебе, что частичка моего сердца занято тобой)))! У маленького ощущения радости и любви, что я обрела (после или во время работы с твоей статьей) нет цены! Нет цены у затянувшейся раны с названием «обида» на маму! Поэтому я хочу поздравить себя с находкой, под названием Елена Снопова и ее работы в Блоге! БЛАГОДАРЮ друзей своих, что познакомили нас и ты появилась в моей жизни Лена! Благодарю тебя, за труды твои БЕСЦЕННЫЕ!!!

    • Анастасия
      13.07.2014 в 16:45

      Супер коммент!!!

Добавить комментарий для Анастасия Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *